Шолом-Дов-Бер Шнеерсон

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Шолом-Дов-Бер Шнеерсон (1840? — 1908), внук третьего хабадского цадика Менахем-Менделя Шнеерсона, известного как Цемах Цедек, праправнук Шнеура-Залмана из Ляд.

Содержание

Биография

Духовным раввином в Речице стал в 1880 году, основал иешиву Хабада и превратил город в один из основных центров хабадского хасидизма. Постоянно занимался благотворительностью и считал своим долгом помогать всем, кто в этом нуждается. Шолом-Дов-Бер Шнеерсон стоял во главе комитета благотворительной организации и организовывая продажу дров и продуктов для малоимущих евреев города.

Мацева на могиле рава Шолом-Дов-Бера Шнеерсона на кладбище в Речице.

Учение

Многочисленные респонсы, — письменные разъяснения и решения по галахическим и судебным вопросам Шолом-Дов-Бер Шнеерсона, свидетельствуют о его активной деятельности в период пребывания в должности речицким адмором. Известны его письма, датированные 1885 годом, к четырём хабадским раввинам, в которых он высказывает свою обоснованную точку зрения по такому важному вопросу, как первое омовение девушки в микве. Сегодня разрозненные респонсы, составляющие творческое наследие этого авторитетного цадика, находятся в архивах различных городов и ждут публикации.

Семья

Отец — Иегуда-Лейба (1811-1866), основатель Копысской ветви Хабада.

Брат — Шломо-Залман из Копыся (1830-1900), — единственный поддержавший палестинофильское движение. После его смерти в 1900 г. Шолом-Дов-Бер Шнеерсон возглавил эту, самую деятельную в то время в хабадском движении ветвь Шнеерсонов

Брат — Шмария-Ноах Шнеерсон, раввин основал собственный хасидский двор в Бобруйске. С его кончиной в 1926г Копысское направление Хабада, которое он Возглавил, перестало существовать. Последователи Шмария — Ноах Шнеерсон присоединились к Любавичской ветви, занимавшей в начале ХХ века главенствующее положение в Хабаде и возглавляемой младшим внуком Цемах Цедека — полным тёзкой старшего внука — Шолом-Дов-Бер Шнеерсоном (1860-1920).

Шолом-Дов-Бер Шнеерсон имел четырёх сыновей и одну дочь, сведений о которой нет.

Сын — Шнеур-Залман Шнеерсон из Речицы (?-1928), был женат на дочери купца из Каменец — Подольска Фишера Брайтмана. Некоторое время он жил с семьёй Тестя, изучал Талмуд и занимался торговлей. Однако торговые дела шли из рук вон плохо и ему пришлось вернуться в Речицу. Через год он с женой и детьми переехал в г. Репки, где не без помощи влиятельного отца получил место раввина. По прошествии нескольких лет он стал раввином в г. Гомеле.

Сын — Хаим-Ишиягу (1865-1921), раввин в г. Паричи (1894), а с 1900 года — в городе Ромны.

Сын — Иегуда-Лейба — раввин в г. Речица.

Сын — Моше — крупнейший в городе торговец мануфактурой.

Никто из сыновей Шолом-Дов-Бер Шнеерсона не смог стать его преемником в Речице и, таким образом, иешива Шнеерсонов прекратила своё существование.

Внук — Ицхак Шнеерсон (1881-1969), сын Шнеур — Залмана, родился в Каменец-Подольске, где получил религиозное образование и назначен раввином сначала в 1906г в г. Городня Черниговской области, а в 1908 году в г. Чернигов. После революции 1917 года эмигрировал во Францию, где занимался торговлей на профессиональном уровне. Во время Второй мировой войны участвовал в движении сопротивления. В 1968 году опубликовал в Парижском издательстве книгу на идиш «Жизнь и борьба евреев в царской России, 1905-1917 гг.».

Внук — Иешуа-Фишель Шнеур-Залманович Шнеерсон (1887-1958), сын Шнеура-Залмана, брат Ицхака Шнеерсона, родился в Каменец-Подольске. В юности стал постепенно отходить от религии, чем очень огорчал своих родителей. Чтобы не доставлять им лишних страданий и получить у них разрешение учиться в гимназии, Иешуа-Фишель в шестнадцатилетнем возрасте получил диплом на звание духовного раввина от главного окружного раввина. Несмотря на разочарование родителей, одиночество и непонимание окружающего мира, получив аттестат, он поступил в Берлинский университет, закончив который, в 1915 году стал доктором психологии и психиатрии. Став профессором, он в 1937 году репатриировался в Эрец-Исраэль.

Внук — Пинхас (1893-1975), сын Иегуды Лейбы Шнеерсона, закончив речицкий реформированный хедер, уехал в Одессу и поступил в ремесленную школу. Сблизившись с сионистами, он в 1908 году уехал в Эрец-Исраэль, работал в еврейских поселениях и участвовал в сражениях с арабскими бандитами, проявляя храбрость и находчивость. В 30-40-х годах трудился на административных должностях.

Внук — Пинхас (1895-1941), сын Моше, родился в Речице и до 22-лет жил в этом городе. Но после революции 1917 года переехал в г. Бердичев. В сентябре 1941 года был расстрелян нацистами.

Влияние

О том, как уважали и любили раввина Шнеерсона в городе Речица и далеко за её пределами, рассказывает хасидское предание:

Во время похорон в 1908 году тысячи людей, собравшихся проводить своего ребе в последний путь, устлали бархатом дорогу от его дома до старого еврейского кладбища, на котором он обрёл, как тогда казалось, последнее пристанище. Однако, через 14 лет, в 1922 году это кладбище, существующее ещё со Средних веков, власти закрыли, и захоронения стали осуществлять на другом, новом, куда с почестями перезахоронили останки Шолом-Дов-Бера Шнеерсона. В период немецко-фашистской оккупации города место упокоения известного раввина стало одним из многих мест расстрелов евреев, в результате чего памятник оказался разбит, а могила повреждена. В 1960 году было установлено новое надгробье, и с тех пор сюда с благоговением приходят жители города, приносят камешки — знаки вечности, кладут их у подножья мраморной плиты и тихонько молятся об исполнении простых человеческих желаний — о благополучии в семье, о здоровье близких и ещё только Б-г знает о чём и верят, что искренняя молитва, произнесённая на могиле праведника, непременно поможет.

Крупнейший религиозный философ, писатель и публицист Гилель Цейтлин (1871—1941) называл Шолом-Дов-Бер Шнеерсона «великим человеком своего времени».

Источники

  • А. Каганович. «Речица. История еврейского местечка Юго-Восточной Белоруссии», Иерусалим, 2007 г.