Липман-Мюльхаузен, Йом-Тов бен Шломо
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
20/12/2024 | |
Йом-Тов бен Шломо Липман-Мюльхаузен (XIV–XV вв.) - ученый, полемист, философ, каббалист и один из величайших раввинов Богемии своего времени.
Известные исторические сведения
Его имя указывает на то, что он или его семья, вероятно, родом из Мюльхаузена (Мюлуза) в Эльзасе; но достоверно известно лишь то, что он в основном действовал в Праге, где жил до 1389 года, что он был среди тех, на кого повлиял «Пражский эдикт», изданный в том году, и что в 1407 году он был назначен там Judex Judaeorum («судьей евреев»).
Йом Тов был учеником выдающихся австрийских ученых, Меира бен Баруха hа-Леви, Сар Шалома из Нойштадта, Самсона бен Элеазара и особенно братьев Менахема и Авигдора Кара, с двумя последними он служил в качестве даяна в Праге.
Он много путешествовал по Богемии, Австрии и Польше с целью ознакомиться с недостатками в соблюдении hалахи и обычаев и исправить их.
Есть информация о его деятельности и его разнообразных таканот в Кракове, Линдау (немецкая Бавария) и Эрфурте, где он ввел постоянные и измененные правила для написания Свитков Закона, тфилин и мезузот, для изготовления шофара (только из бараньего рога) и способа, которым он должен был звучать, порядок предоставления свидетельства о разводе и т. д.
Эти правила были приняты во многих округах Австрии и Богемии и названы в его честь. Он также имел разветвленную переписку с великими современными талмудистами, включая Якова Меллина и Якова бен Йеhуду Вайля.
Между 1440 и 1450 годами он был одним из глав совета ашкеназских общин, известного как Ваад Эрфурт («Совет в Эрфурте»), но его точная дата и деятельность неизвестны.
Деятельность Йом Това Липмана как полемиста принесла ему непреходящую известность даже среди неевреев, которые на протяжении многих лет создавали полную и разветвленную литературу в опровержение его, известную под общим названием Анти-Липманниана.
Он начал эту деятельность в раннем возрасте, когда вел полемику с епископом Линды, по инициативе епископа и в духе взаимной терпимости и непровоцирования. Некоторые из других священников Линды также спорили с ним, и часть этой серии полемик была позже включена в его «Ницахон» (см. ниже).
Согласно христианскому источнику, Мюльхаузен ходил слушать проповеди их проповедников, и возможно, что он фактически инициировал некоторые из своих полемик на этих собраниях.
Его самый известный диспут, который имел самые серьезные последствия, был с отступником Песахом (Петром) в 1400 году. Это было связано с указом об отступничестве, изданным против пражских евреев в 1389 году, в результате чего Петр выступил с серией публичных нападок на евреев, отрицающих и презирающих христианство.
Было сделано предложение, чтобы евреи провели с ним диспут, чтобы оправдать себя, и для этой цели был выбран Мюльхаузен. Подробности постановки или содержания этого диспута неизвестны, но в результате его 80 евреев были замучены, а остальные, включая Йом Това Липмана, были спасены «чудом» неизвестной природы.
За исключением «Сефер hа-ницахон», книги Мюльхаузена были написаны после 1407 года, когда он был Judex Judaeorum в Праге. Он занимался в основном каббалой, hалахой и философией, но все три темы были переплетены.
Его различные работы стали частью современного еврейского наследия, как и вся форма Ѓалахи, заложенная им. Они свидетельствуют о его большой эрудиции в источниках Ѓалахи и Агады, в Библии и её толковании, в Каббале и особенно в философии, в которой он достиг наивысшего уровня, достигнутого до тех пор среди евреев этой страны.
Он, по сути, первый известный ученый Богемии, который открыто занялся философией, имея прочные знания по этому предмету. Он основывался на «Руководстве растерянных» Маймонида, и именно он первым широко распространил его в Польше и соседних странах, так же как он пытался установить свои hалахические взгляды в соответствии с мнением Маймонида.
Несомненно, именно Мюльхаузен повлиял на великого польского раввина Моше Иссерлеса, чтобы тот последовал за Маймонидом в своем изучении философии и Ѓалахи. Мюльхаузен был хорошо знаком с тем, что было известно об учении Саадии Гаона, а также часто использовал ранние работы по Каббале, такие как Сефер Йецира, литература Ѓейхалот, Сефер hа-Бахир, Сефер hа-Тмура, Маарехет hа-Элохут и т. д.
Он также знал труды Бахьи ибн Пакуды, Шломо ибн Гвироля и Авраама ибн Эзры.
Одним из современных ученых, чьи труды он часто использовал, был Шмарьяhу ибн Элияху hа-Икрити из Негропонте.
Мюльхаузен интенсивно занимался Каббалой, и, в дополнение к вышеупомянутым работам, влияние Нахманида, чьи эзотерические замечания, как и замечания Ибн Эзры, он стремился объяснить, очевидно.
По его мнению, нет противоречия между Каббалой и философией; он утверждал, что Маймонид тоже был каббалистом, но что он просто придал своим словам философскую форму.
Его труды по Каббале также в целом написаны в общепринятом стиле средневековой еврейской философии, в результате чего многие ученые пришли к ошибочному выводу, что как философ он был противником Каббалы. Но новые тексты, опубликованные в течение последних десятилетий, развеяли все сомнения по этому поводу.
Центральные проблемы, которые он обсуждает, а именно причины заповедей, основы веры, свободная воля и всезнание, страдания праведников, телесность и т. д., — все служат тройной цели: опровержение еретиков, достижение философской истины и установление основ каббалистического мистицизма.
Его главный каббалистический труд — «Сефер hа-Эшколь» (ред. Я. Кауфмана, 1927), написанный в 1413 году, который полностью находится под влиянием испанских каббалистов школы Азриэля бен Менахем из Жероны, и в его «Альфа Бета» заметно большое влияние на него хасидей ашкеназ.
Галахические сочинения Мюльхаузена раскрывают его полное владение всей раввинской литературой вплоть до его собственного времени. Некоторые из его многочисленных полемических работ были собраны им в «Сефер hа-ницахон», которую он намеревался использовать в качестве руководства для обычного еврея, вынужденного порой бороться со сложными теологическими проблемами, выходящими за рамки его возможностей.
Работа была написана в 1390 году и много копировалась в рукописи. Впервые она была опубликована священником Теодором Хакспаном (Альтдорф, 1644). Хакспан стремился отредактировать её с максимальной верностью источнику и с целью дать возможность христианским ученым выступить против нее, но ему это не удалось, потому что ни он, ни работники его типографии не понимали ни языка источников, ни их предмета.
В результате это издание полно ошибок; несмотря на это, оно имеет большую ценность для исправления многих ошибок в последующих изданиях.
Первое еврейское издание было опубликовано в Амстердаме в 1701 году. Его переиздавали лишь изредка из-за папского указа, запрещающего его публикацию и распространение, и существует множество библиографических проблем, связанных с различными изданиями книги.
Метод Мюльхаузена состоял в том, чтобы разоблачить христианское непонимание еврейских источников с их лингвистическими и контекстуальными ассоциациями и высмеять аспекты христианской религии. Его большое превосходство над другими полемистами основывалось на его знании латыни и заключалось в его глубоком знании христианской литературы — Нового Завета, Вульгаты и ведущих отцов Церкви, а также трудов поздних христианских ученых.
Часто его полемика основывается на здравой филологии. Но его знакомство с христианскими источниками было меньшим, чем у Ицхака Троки, и его аргументы более популярны по своему характеру и не столь «логичны».
Он, несомненно, использовал ранний еврейский полемический материал, включенный в различные сборники, среди которых более ранний Сефер hа-ницахон (вероятно, Йосефа Оффициала), а также устные традиции.
Он отобрал и обобщил лучшие из ответов, согласно своему пониманию и вкусу своих современников, связав их с актуальными вопросами. Среди христианских ученых, которые занялись опровержением его аргументов, можно упомянуть в основном Бодкера, Себастьяна Мюнстера и Й. Буксторфа, и особенно Й.С. Вагенсайля, который также включил короткие фрагменты как из «Ницахон», так и из «Ницахон яшан» в свою книгу «Tela Ignea Satanae».
Липман был вынужден оправдывать себя (§ 3), ссылаясь на высказывание рабби Элиезера: «Знай, что ты ответишь еретику» (Пиркей Авот 2.14). Вся работа состоит из 354 абзацев, по числу дней в лунном году, каждый абзац, за исключением последних восьми, начинается с отрывка из Библии, на котором автор основывает свою аргументацию.
Таким образом, его аргументы опираются на 346 отрывков, взятых из всех книг Танаха. Последние восемь абзацев содержат его спор с обращенным Петром. Во введении Липман говорит, что он разделил работу на семь частей, чтобы представить семь дней недели.
Часть для первого дня содержит аргументы против христиан; для второго дня — против караимской интерпретации Библии; те, что для остальных пяти дней, содержат отдельные толкования неясных библейских отрывков, которые, вероятно, введут в заблуждение студентов; причины заповедей; аргументы против атеистов; аргументы против караимов и их неприятия Талмуда; и рассказ о шестнадцати вещах, которые охватывают весь иудаизм и которые, после указания в Пятикнижии, повторяются в Пророках и Агиографах.
Весьма характерно опровержение Липманом предполагаемого чудесного рождения Иисуса, а также его демонстрация ложности выводов христиан, утверждающих, что рождение Иисуса было предвидено древний пророками.
Он постоянно цитирует Маймонида, Ибн Эзру, Нахманида, Саадию, Раши, Шмарию из Негропонта и других древних ученых. Липман, должно быть, написал свой «Сефер hа-ницахон» до 1410 года, поскольку он выразил надежду, что Мессия придет в этом году (§ 335).
«Сефер Альфа Бета» Мюльхаузена, о форме букв и их внутреннем значении, была написана для писцов Свитков Закона, тфилин и мезузот, а также для тех, кто хотел посвятить себя эзотерическому изучению. Она была опубликована во второй части «Барух ше-амар» (Шклов, 1804) Самсона бен Элиэзера, и её идентичность была признана только около столетия назад (ранее она считалась частью «Барух ше-амар»).
Мюльхаузен также написал hагахот к самому «Барух ше-амар», но они были включены в текст, так что их нельзя было распознать.
Он также написал «Тикун сефер Тора», содержащий порядок открытых и закрытых разделов Торы, а также многие существенные правила переписчика. Эта работа была выпущена Э. Купфером и С. Лёвингером.
Другие работы — «Сефер hа-Эшколь» и «Сефер каванот hа-тфила» (приложена к «Сефер hа-Эшколь», 1927), комментарий к «Шир hа-йеhуд» (см. Й. Кауфман, стр. 80 и далее), а также различные молитвы и пиютим, напечатанные в разных местах.
Его «Сефер hа-брит» о значении 13 атрибутов была опубликована по рукописи Э. Купфера (см. библ.). Другие написанные им работы не были найдены.
Работы Мюльхаузена имеют важную историческую ценность, особенно в отношении статуса и положения евреев во время гуситских войн.
Литература
- J. Kaufmann, R. Yom Tov Lipmann Muelhausen (Heb., 1927);
- B. Mark and E. Kupfer, in: Bleter far Geshikhte, 6 no. 4 (1953), 79–83;
- E. Kupfer, in: Sinai, 56 (1965), 330–42;
- idem and S. Loewinger, ibid., 60 (1967), 237–68;
- I. Sonne, in: Studies in Bibliography and Booklore, 1, no. 2 (1953), 60f., 68f.;
- I. Ta-Shema, in: ks, 45 (1969/70), 120–2;
- M.M. Meshi-Zahav, Koveẓ Sifrei Setam (1970);
- Fuenn, Keneset Yisrael, p. 443;
- Fürst, Bibl. Jud. ii. 403;
- Grätz, Gesch. 3d ed., viii. 71-72;
- Sachs, in Kerem Ḥemed, viii. 206 et seq.;
- Steinschneider, Cat. Bodl. cols. 1410-1414;
- idem, Jewish Literature, pp. 113, 129, 145;
- Wolf, Bibl. Hebr. i., iii., No. 1364;
- Zunz, Z. G. pp. 124, 129, 194, 380.